Плавание

Плавание является одним из видов циклических упражнений. В нем участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем в беге или ходьбе на лыжах. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо развить достаточно большую скорость, при которой частота сердечных сокращений достигала бы зоны тренирующего режима (не менее 130 уд/мин). Без овладения правильной техникой плавания сделать это довольно трудно. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Пловцы высокого класса имеют самую большую ЖЕЛ по сравнению с представителями других видов спорта – до 7000-13ОООмл. Бронхиальная проходимость, максимальная скорость вдоха и выдоха у пловцов также больше, чем у других спортсменов (соответственно 8,15 и 6,15 л/с).

Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т. д.).

Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2-3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции в плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью, т. е. около 3 ккал/кг на 1 км (при ходьбе – 0,7 ккал/кг/2), В связи с этим плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела – при условии регулярности нагрузки (не менее ЗО мин 3 раза в неделю). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца.

Многие люди, для которых занятия на суше трудны, болезненны или даже опасны, спокойно и относительно комфортно занимаются в воде.

Врачи часто рекомендуют водные упражнения людям пожилым, полным, физически неразвитым и инвалидам, поскольку вода уменьшает вес тела, защищая слабые суставы от воздействия физических нагрузок, неизбежных в обычных условиях.

Благодаря амортизирующим свойствам воды физические упражнения для людей, страдающих артритом, и многих беременных женщин легки и приятны. Если вы выздоравливаете после болезни или травмы, врач может порекомендовать вам позаниматься в воде упражнениями на растяжку и силовыми. Это поможет вернуть физическое здоровье.

Подробнее об оздоровительном беге вы можете прочитать здесь.

Плавание и ребенок

Все малыши – прекрасные пловцы от рождения. Находясь в материнской утробе, они плавают в плацентарной жидкости все девять месяцев. Вода – их родная стихия, и плавать им сподручнее, чем ходить. Недаром движения ручками и ножками месячного младенца в ванночке напоминают движения Ихтиандра. А месяцам к двум умение плавать, если его не развивать специально, пропадает. Раскрыть талант пловца в ребенке (а значит сделать его более крепким, здоровым, уравновешенным) не поздно ни в 4 года, ни в 8 лет.

Сначала занятия проводят в ванне (обычно 2 раза в неделю по 10-15 минут при температуре воды около 30 гр.) – подготовительный этап обучения ребенка плаванию и прекрасная закаливающая процедура. Если у малыша почему-либо есть страх перед водой, помогите ему его преодолеть. Объясните как можно проще и доступнее, что вода плотнее воздуха. Для пущей наглядности бросьте в воду игрушку или мячик. Боязнь улетучится, как только ребенок убедится: его резиновые «любимцы» не тонут – плавают на поверхности воды!

Самое главное – научить малыша правильно делать вдох и выдох в воде, задерживать дыхание. Занудные объяснения не нужны. Просто положите на детскую ладошку перышко, листочек, кусочек бумажки. Вместе с ребенком (в этом возрасте лучше все делать вместе), широко открыв рот, быстро сделайте вдох, поднесите ладошку малыша к его лицу и глубоко выдохните через плотно сложенные губы, стараясь сдуть предмет в воду. Можно бросить несколько ярких мелких плавающих игрушек в ванну и устроить соревнование: дуть на них так, чтобы они как можно быстрее скользили по воде. Кому удалось первым прибить игрушку к краю ванны?

Затем попросите ребенка сделать полный вдох через рот, задержать на несколько мгновений дыхание – маленький пескарик затаился под корягой от злой хищной щуки, опустить лицо в воду и сильно выдохнуть прямо в нее через нос и рот – напугали, прогнали щуку.

Многие дети не любят и боятся, когда вода попадает в глазки, поэтому ни за что не хотят погружаться в воду с открытыми глазами. Уговоры и угрозы не помогут. Разбросайте по дну ванны 2-3 игрушки, самые любимые, или, наоборот, абсолютно новые, незнакомые, а потому заманчивые. Предложите ребенку, сидящему или стоящему на четвереньках в ванне, достать их. Сделайте вдох, затаите дыхание, вместе опустите головы в воду, откройте глаза по заранее выбранному сигналу – например, пожатию руки и наперегонки соберите игрушки. Увлеченный игрой, малыш забудет о своих переживаниях и страхах. Только объясните, что во время игры рот открывать нельзя ни в коем случае. Вы можете даже, погрузив под воду лицо, приложить свой палец к его губам. Если ребенок все-таки забылся и хлебнул воды, быстро и спокойно вытащите его из ванны, дайте откашляться, успокойте. Но не стучите по спине и не трясите – это ни к чему и только больше напугает малыша.

Как бы уверенно ребенок ни держался на воде, не оставляйте его без присмотра!

Как только наступит жаркое лето, ребенок может плавать в речке. Лучшее время для этого – утренние часы. Можно отправиться на пляж и после дневного сна. Главное – занятия плаванием не должны нарушать привычный распорядок дня вашего малыша.

Купаться можно не раньше чем через час после еды. Нельзя плавать натощак и перед ночным сном, ведь плавание – прежде всего физическая нагрузка, причем значительная.

Для начала, встав у самой кромки воды, познакомьте ребенка с удивительным подводным миром. В нем тоже идет жизнь: плавают мальки, шевелятся водоросли, играют солнечные блики, а на дне, если вода прозрачна, можно разглядеть красивые ракушки и разноцветные камешки. Взяв малыша за руку, не спеша войдите в воду, обрызгайте ему в лицо, медленно погрузитесь сначала по колено, потом по грудь, по шейку. Но ни в коем случае не толкайте его в воду одного, надеясь, что от испуга он сам поплывет. Единственное, чего вы добьетесь, – отобьете, может быть, навсегда охоту у ребенка плавать, поселите в нем непреодолимый страх и ужас перед водой, неуверенность в себе.

Хорошее подспорье в обучении плаванию надувные игрушки – круги, мячи, пенопластовые доски. Дети бесстрашно входят за ними в воду, держась за них, делают упражнения, с удовольствием играют с ними. Но не стоит ребенку долго пользоваться этими приспособлениями, постоянно плавать с ними: привыкнув, он не приучится к самостоятельности.

Быстрее всего научить ребенка плавать и уверенно держаться на воде вы сможете в игре – это самое естественное для него состояние. Обучающих игр в воде множество. Объясните детям правила самых интересных. Например, поплавки. Сделать вдох, задержав дыхание, присесть под воду, плотно обхватив руками колени. Подтянуть их к груди и наклонить к ним голову. Сгруппироваться и в таком положении всплыть на поверхность.

4-6-летки играют, зайдя в воду по пояс. Дети постарше – по грудь. Все перемещения – только в сторону берега! Если вода достаточно теплая, находиться в ней можно 10-15 минут. Со временем разрешите детям плескаться подольше – до 30-40 минут.

Во время игр покажите ребенку плавательные движения различных стилей. Пусть он повторит их за вами, попытается проплыть хотя бы несколько метров кролем или брассом вам навстречу.

Несколько советов:
Переохлаждение, которое может наступить из-за слишком длительного пребывания в воде, – очень неприятная и опасная штука. Как только заметили хотя бы один из его признаков – гусиная кожа, озноб, посинение губ, немедленно выведите ребенка на берег, согрейте, насухо растерев махровым полотенцем так, чтобы кожа горела, напоите горячим чаем.
Если ваш обычно веселый, покладистый, шустрый ребенок вдруг после занятия стал вялым, капризным, у него участились дыхание и сердцебиение – это признаки того, что он переутомился. Нагрузка явно оказалась ему не по силам. Занятия плаванием не бросайте, а сократите их продолжительность, не заставляйте малыша делать упражнения или играть в игры, требующие слишком большого напряжения – эмоционального и физического. Нагрузку увеличивайте постепенно и осторожно.
Часто бывает так: едва ребенок научился держаться на воде и разучил основные движения, взрослые тут же предоставляют его самому себе. Это очень-очень опасно!
Не отрываясь следите за детьми с берега во время занятий плаванием, еще лучше, зайдите в воду вместе с ними, страхуя и контролируя их действия.
Не разрешайте детям садиться друг на друга, толкать под воду, нырять навстречу друг другу. Прежде чем позволить ребенку нырнуть, например, за красивой ракушкой, проверьте, достаточна ли глубина, нет ли на дне острых камней, о которые можно пораниться, густых водорослей и сетей. Увлекаться нырянием нельзя! При частой задержке дыхания мозг плохо снабжается кислородом, и ничего не стоит потерять сознание.

Запись опубликована в рубрике Здоровье и красота. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.